Новости компаний«Профилактика правонарушений – контроль и порядок в имущественно-земельной сфере» Мероприятия ИКЦ Госинспекции по недвижимости, расписание на НОЯБРЬ. ИКЦ Госинспекции по недвижимости. Расписание на ОКТЯБРЬ. Публикации МАРИзменения в законах в 2016 году для предпринимателей Ответ потребителю о расторжении договора аренды События и мероприятияКруглый стол : «Налогообложение и бухгалтерский учет: Памятка на 2024 год». Дискуссия: «Вопросы приобретения недвижимости в ипотеку» Новости МАР |
Темы дняМалый бизнес пожаловался в ФАС на повышение тарифов банков на обслуживание кассОбщероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» обратилась в УФАС по Москве с просьбой проверить банки на согласованность действий в отношении повышения тарифов на расчетно-кассовое обслуживание, сообщил РБК со ссылкой на документ. В регуляторе подтвердили получение письма. Ранее в московском отделении «Опоры России» зафиксировали рост жалоб малого бизнеса на необоснованное повышение тарифов. В обращении в ФАС не указаны, какие именно банки и за какой период повышали данную услугу. Если регулятор найдет согласованность действий кредитных организаций, им грозят штрафы до 15% выручки, полученной от расчетно-кассового обслуживания. По мнению опрошенных изданием экспертов, из-за отсутствия конкретики установить согласованность в действиях банков будет сложно, что снижает вероятность того, что антимонопольная служба вообще инициирует проверку. Правительство должно объяснить «Единой России», почему нужно приравнять сжигание мусора к переработке Мусоросжигание могут приравнять к утилизации отходов (сейчас переработка вторичного сырья приоритетнее). А владельцы мусоросжигательных заводов, в том числе «дочка» «Ростеха» – «РТ-инвест» (строит пять мусоросжигающих заводов), смогут претендовать на господдержку. Такие поправки были внесены в законопроект, касающийся охраны окружающей среды. Он будет рассматриваться сразу во втором чтении 17 декабря. Поправки в правительственный законопроект внес сенатор Алексей Майоров. Комитет Госдумы по экологии одобрил поправки в четверг, рассказала зампредседателя Госдумы Ольга Тимофеева на заседании комитета в понедельник. Обсуждение с министром природы Дмитрием Кобылкиным, экспертами и депутатами в понедельник прошло уже после того, как комитет поддержал проект. «Критически важные вещи мы даже не обсуждали», – признала Тимофеева. И поблагодарила государственно-правовое управление президента (ГПУ), которое сначала выступило резко против предложений, а затем их поддержало. Изменения, предложенные законопроектом, назрели, объяснил Кобылкин на заседании комитета, «мы этот мусор под ковер можем засыпать сколько угодно, но горькое от этого сладким не станет». Поправки, по словам Кобылкина, «это правильная история, хоть и непростая». Поддержка поправок комитетом еще не означает, что Госдума их примет, предупредила Тимофеева. «Мы предлагаем прийти курирующему вице-премьеру правительства (Алексею Гордееву. – «Ведомости») и объяснить, почему важно оперативно принять эти поправки, всей Думе», – сказала она. Формально поправки внесло не правительство, правительство их поддержало, объяснила Тимофеева. Иначе фракция «Единой России» должна будет взять на себя серьезные репутационные риски, заключила она. Председатель комитета Владимир Бурматов пообещал отправить приглашение Гордееву. Нацпроект «Экология» ставит цель – повысить долю утилизации коммунальных отходов с 5% в 2018 г. до 36% в 2024 г. Если приравнять мусоросжигание с выделением тепла и электроэнергии к утилизации, достичь цели станет проще. Зампред правительства Московской области Евгений Хромушин о закрытии мусорных полигонов, протестах и планах на отходы других регионов Зампред правительства Московской области Евгений Хромушин рассказал корреспонденту “Ъ” Анне Васильевой о том, кому мешает «свалочное» лобби, а также выразил надежду, что Подмосковье в будущем будет покупать мусор из других регионов. — В некоторых регионах есть проблема, что у регоператоров перед полигонами и транспортниками образуются большие долги. Они с ними не могут расплатиться, потом банкротятся. Есть ли такая проблема в Подмосковье? — У нас такая проблема тоже была. Она была особенно актуальна в первом полугодии. Многие регионы пошли на популизм и утвердили изначально экономически необоснованные тарифы для регоператоров. Мы с ноября прошлого года людям разъясняли, что мы делаем. Когда начался год, у нас по категории жалоб «Обоснованность расчета платы за ТКО» было в месяц порядка 1,5 тыс. жалоб. Люди говорили: вот я не хочу платить, мне неправильно рассчитали. Проблема задолженности была — сейчас начинает сокращаться благодаря автоматизированной системе контроля. Очень много подрядчиков региональных операторов возили воздух, а отчитывались как о реальных объемах или подмешивали мусор из других регионов, не будем говорить каких. У нас для расчета территориальной схемы соотношение массы и объема отходов должно составлять 5,77 кубометра — столько должна занимать тонна мусора. А в начале года в некоторых муниципалитетах было 15 кубометров. Сейчас это сделать все сложнее, а в следующем году будет вообще невозможно. Мы сделаем так, что, даже если маршрут у мусоровоза прописан, но он заехал на комплекс переработки отходов, не выезжая на маршрут, мы его тоже не пустим на полигон. То есть у него не будет возможности куда-то отъехать и под этот талон сдать мусор. Перед полигонами у нас вообще нет задолженности. У нас есть спорная задолженность по возчикам, она сейчас оценивается в сумму порядка 600 млн руб. — Еще одна проблема: не платят юридические лица. Во всех регионах неплатежи достигают 70%. Как в Подмосковье? — Для нас это очень тяжелая проблема была с начала года. В одном Красногорске 3,6 тыс. юридических лиц, по данным налоговой инспекции, причем половина из них деятельность могут не вести, а половина могут быть расположены в многоквартирных домах, иметь договор о вывозе мусора с управляющей компанией, а управляющая компания — с региональными операторами. Мы не считаем, что проблема решена: по системе у нас факт заключения договоров с юрлицами близок к 100%, но мы реально оцениваем его в 70%. Вот как это может работать. Например, торговый центр заключил договор с регоператором: он ему должен звонить, когда наполнился бак, а тот должен приехать забирать и взять плату по факту. Но химия заключается в том, что торговый центр звонит не региональному оператору, а раз в неделю — левой конторе, которая в три раза дешевле вывезет мусор. А региональному оператору отдают раз в полгода всего один кубометр. Сейчас сосредоточились в своей работе именно на таких крупных образователях отходов. Мы приезжаем на такой случай, делаем засаду со специалистами Минэкологии и административно-технического надзора, фиксируем факт вывоза сторонними организациями, выставляем штраф. Но тут тоже есть проблема. У нас, к сожалению, административная ответственность физических лиц сильно ограничена федеральным КоАП, а я считаю, что эти правонарушения являются очень социально опасными. Например, если левый извозчик взял у рынка отходы, то он может бросить их только в лесу, в овраг, потому что на полигоны его не пустят. Мы сейчас готовим целый ряд поправок к федеральному законодательству об ужесточении мер ответственности. Сейчас если инспектор надзора ловит «КамАЗ», который сбрасывает мусор на Новой Риге, вдоль дороги, то он не может воспрепятствовать дальнейшему движению машины. То есть, чтобы применить норму административного взыскания об аресте транспортного средства, он должен звонить на ближайший пост ДПС, те должны задержать, проверить документы, выписать штраф. И тут мы приходим к тому, что выписываем штраф 5 тыс. руб. Это смешно, потому что он за ходку 8 тыс. получил за то, что загадил наше Подмосковье. Поэтому должно быть строже. — За год до старта реформы все были уверены, что мусор — это очень прибыльная история. Сейчас можно так же сказать? — Котел региональных операторов — 19,6 млрд руб. Это выручка их за год. Если бы не было вложений в инфраструктуру, то он был бы однозначно прибыльным. Притом что сегодня только на инфраструктуру синих мусоровозов, синих бачков и переработки они уже потратили 12,6 млрд руб., а один комплекс по переработке отходов (КПО) стоит более 3 млрд руб. Поэтому все регоператоры имеют долгосрочные кредиты — на строительство КПО и на строительство заводов по переработке; и даже лизинговые договоры на приобретение техники и контейнеров. Мы обращаться будем по этому вопросу в правительство РФ — здесь обязательно нужны меры господдержки. — Когда вся история с КПО задумывалась, предполагалось, что на них будут сортировка и полигон, где будут захораниваться «хвосты», которые нельзя переработать. — Не захораниваться, а размещаться. — Что вы имеете в виду? Они будут в емкостях стоять? — Они будут упакованы в кипы в пленке или чашах, но это все является тем RDF-топливом, которое будет использоваться для заводов по термической переработке. Дата ввода первого завода — конец 2021 года, а до этого момента эти «хвосты» надо где-то размещать. Но дальше пойдет цикличный процесс. Точно так же, как, например, в Вене на любом мусоросжигательном заводе вы увидите, что на площадке стоят такие же кипы. Все лето они кипы собирают, зимой их жгут для того, чтобы вырабатывать тепло и электрическую энергию. У нас, к сожалению, разрыв будет два года. Но мы сейчас ведем переговоры с заводами по производству цемента (топливо из отходов), первый КПО «Серебряные пруды» уже имеет такой опыт. Ведь RDF возится в соседний регион на цементный завод. Комитет Госдумы рекомендовал принять спорный проект о виноделии без поправок Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал принять законопроект «О виноградарстве и виноделии» во втором чтении без существенных изменений, сообщил «Интерфакс». Необходимые корректировки предлагается вносить в закон уже после того, как он будет принят, объяснил «Ведомостям» председатель комитета Сергей Жигарев. На это у депутатов будет полгода: закон вступит в действие через 180 дней после официального опубликования. Жигарев объяснил спешку тем, что без него не заработает новый налоговый режим для отрасли. С 1 января вступают в силу поправки в Налоговый кодекс, которые вводят новые ставки акцизов на вино, относят виноград и виноматериалы к подакцизной продукции, устанавливают налоговый вычет для производителей вина из винограда с повышающим коэффициентом. Они не смогут работать, если базовый закон сейчас не принять, объяснил Жигарев. Второе и третье чтения состоятся 17 и 18 декабря, добавил он. Соавтор законопроекта Геннадий Онищенко отказался от комментариев. Закон должен стать основным документом для виноградарей и виноделов. Его в октябре внесла группа депутатов включая Геннадия Онищенко и руководителей фракций «Единая Россия» и ЛДПР Сергея Неверова и Владимира Жириновского. Проект предусматривает особую поддержку производителям вина, сделанного на 100% из российского винограда. Для него придуман специальный термин «вино России» – его предлагается указывать при продаже. Виноградосодержащие напитки (состоят из вина и добавок) должны содержать на этикетке фразу «Не является вином». Также он запрещает использовать для производства вина импортный виноград, вино, сусло, а также смешивание российского и импортного вина. Еще одно новшество – наделить российские органы власти полномочиями контролировать соответствие технологий производства импортной продукции российским стандартам. К законопроекту было много вопросов. Минфин и правительство отмечали несоответствие понятий закона принятому техническому регламенту для стран ЕАЭС, который вступает в силу с 9 января 2021 г. Об этом же писало и государственно-правовое управление (ГПУ) президента России. ГПУ отмечало, что положения законопроекта о видах, категориях, особенностях производства не могут рассматриваться как обязательные, а положения законопроекта – быть приоритетнее права ЕАЭС. Сейчас в регламенте нет терминов «вино России», как и запрета на применения импортных виноматериалов, смешивания их с российскими и др. В такой редакции он не сможет применяться в должной мере, заметил замдиректора департамента налоговой и таможенной политики Минфина Александр Коробутов (его цитирует «Интерфакс»). По его словам, некоторые положения причинят вред действующим виноделам. Норма о виноматериалах обеспокоила крупнейшего импортера – компанию «Игристые вина». Это фатально скажется на бизнесе, говорил гендиректор компании Юрий Дудко: если решено будет отказаться от использования импортных виноматериалов, то компания будет вынуждена разместить производство за рубежом. Вводить такие запреты несвоевременно, в стране дефицит собственного сырья, говорил гендиректор «Абрау-Дюрсо» Владимир Масловский. Сейчас в России из собственного винограда выпускается только треть вина, еще 40% приходится на импортное бутилированное вино и около трети – это вино из импортного виноматериала, по данным Союза виноградарей и виноделов. По словам Жигарева, к новому законопроекту о виноделии поступило множество поправок, при этом осталось два рабочих дня, согласовать их в такие сроки невозможно. Поскольку он вступает в силу через 180 дней, будет время внести необходимые изменения. Работу над поправками планируется завершить до 1 марта, заметил он. Эксперты Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР) и Антикоррупционного центра Высшей школы экономики считают действующее законодательство о закупках неэффективным из-за ориентации на конкуренцию в условиях фактического ее отсутствия Система регулирования госзакупок не обеспечивает реальной конкуренции и высокого качества поставок и нуждается в реформировании, говорится в совместном исследовании Центра принятия управленческих решений и Антикоррупционного центра ВШЭ «Система государственных закупок в России: конкуренция против качества?». Авторы — Алексей Конов, Иван Бегтин, Наталья Горбачева, Анастасия Добровольская и Ольга Маскалева — констатируют: госзакупки устроены «так, будто на большинстве рынков существует конкуренция сильных и качественных поставщиков». Однако в реальности госзакупки характеризуются доминированием небольшого числа крупных игроков, на которых приходится большая часть дорогих контрактов,— 5% всех поставщиков получает 83% всех средств, отмечают авторы со ссылкой на данные портала Единой информационной системы госзакупок в октябре; показатель же конкуренции за одну закупку устойчиво снижается. Конкуренции препятствуют как объективно низкие спрос и предложение, так и консерватизм заказчиков в работе с проверенными поставщиками, коррупционные закупки и картельные сговоры самих поставщиков. Появлению же новых игроков препятствуют сложные процедуры и возможность организации преследования (вплоть до уголовного — ФАС, например, наращивает свои «антикартельные» полномочия, см. “Ъ” от 2 декабря). При этом упор регуляторов на «конкурентность» закупок стимулирует даже добросовестных заказчиков к нарушениям и приводит к «недолжным закупкам». Авторы каталогизировали 100 основных способов обхода закона о госзакупках (см. “Ъ” от 12 апреля), отметив, что заказчиков в них чаще интересует возможность получения личной выгоды, а вот добросовестные участники прибегают к нарушениям в том числе для обеспечения качества закупки. Идеальный сценарий дешевой качественной поставки с конкурентного рынка и без коррупционной составляющей авторы считают «крайне неустойчивым и труднодостижимым, особенно если сфер закупок много»,— в подавляющем большинстве случаев государству как заказчику приходится делать выбор между этими целями. В этом ключе идея Минфина, ФАС и Казначейства о возможной будущей унификации законов о закупках государства и госкомпаний, по мнению авторов, отрицательно скажется на состоянии коррупции в сфере закупок. Более того, эксперты констатируют, что для решения уже накопленных проблем с коррупцией и общей неэффективностью закупок нужно развивать разработку специализированного регулирования рынков (ИТ-услуг, лекарств и медизделий, образования) в виде пилотных проектов. Успешные модели авторы предлагают внедрять в ФЗ-44 в качестве особого режима регулирования или оформлять в виде отдельных отраслевых законов. Другой поворот того же решения выглядит как создание единого кодекса закупок с «общей» и «особенной» (отраслевой) частями взамен нынешнего закона о госзакупках. Отдельное регулирование авторы предлагают ввести для заведомо неконкурентных рынков, избавив поставщиков-монополистов от изображения конкурентных процедур. Вместо этого предлагается создать реестр добросовестных поставщиков с подтверждением квалификации, ввести внешнюю приемку результатов и упростить процесс обжалования некачественных поставок. Отметим, что Минфин уже занимается упрощением закупочного законодательства, ряд его инициатив также ориентирован и на усиление контроля качества поставок (например, введение универсальной предквалификации для поставщиков и электронного актирования на всех этапах закупки, см. “Ъ” от 3 декабря). Однако проблемы избыточного сосредоточения на обеспечении конкуренции в ущерб качеству в министерстве не видят, призывая «точнее описывать предмет закупки» и обжаловать «недолжное» поведение заказчиков и поставщиков в ФАС и судах. |