Новости компаний


Публикации МАР


События и мероприятия


Новости МАР


Смена акционеров ГК "Мортон"

Группа компаний ПИК после поглощения "Мортона" может увеличить долю на рынке новостроек московского региона до 20% и во многом начнет определять политику рынка. Прежде всего, группа будет "задавать тон" в ценообразовании в массовом сегменте, считают эксперты рынка недвижимости, опрошенные РИА Новости.

МОСКВА, 31 октября — РИА Недвижимость, Константин Балакин. Группа компаний ПИК после поглощения "Мортона" может увеличить долю на рынке новостроек московского региона до 20% и во многом начнет определять политику рынка. Прежде всего, группа будет "задавать тон" в ценообразовании в массовом сегменте, считают эксперты рынка недвижимости, опрошенные РИА Новости.

В сентябре стало известно о покупке президентом и одним из акционеров группы ПИК Сергеем Гордеевым "Мортона". По словам представителя "Мортона", бизнесмен приобрел компанию на собственные средства и намеревался развивать ее как самостоятельный бренд. В конце прошлой недели стало известно, что ФАС одобрила сделку по продаже "Мортона" Гордееву.

В понедельник, 31 октября, Гордеев рассказал, что приобретение принадлежащей ему компанией "Мортона" станет первым из двух этапов поглощения "Мортона" ПИКом. Вторым этапом станет, собственно, продажа "Мортона" уже непосредственно ПИКу. После этого бренд "Мортон" исчезнет с рынка, а дальнейшее развитие компании будет происходить под брендом ПИКа.

Львиная доля?

Сегодня, по словам Гордеева, совместная доля обеих групп на первичном рынке московского региона достигает 20%. После интеграции двух компаний объемы строительства жилья новой структуры составят 1,8 миллиона квадратных метров в год, а мощность индустриального производства — 1,5 миллиона квадратных метров. Банк проектов объединенной компании достигнет 10 миллионов квадратных метров. Гордеев не исключил, что в будущем может быть увеличена доля в сегментах "бизнес" и "комфорт", а также наращена доля на региональных рынках.

Сегодня в московском регионе на первичном рынке жилья в продаже находится порядка 7,3 миллиона квадратных метров, на проекты ГК "ПИК" и "Мортон" приходится 0,78 миллиона "квадратов", приводит данные ГК "Гранель" пресс-секретарь группы Наталья Медникова. Таким образом, в общем объеме предложения доля двух компаний составляет около 11%. "Увеличить портфель проектов еще, чтобы в итоге контролировать 20% рынка московского региона, реально", — считает Медникова. К тому же одна из главных тенденций сегодня — укрупнение бизнеса, причем власти ее приветствуют, замечает она.

По словам партнера "Химки Групп" Дмитрия Котровского, совокупная доля ПИКа и "Мортона" составляет около 14%, и 20% — цифра хоть и серьезная, но вполне достижимая. Во-первых, поглощен главный конкурент, рассуждает Котровский. Во-вторых, сейчас создание действительно работающей компании национального масштаба соотносится с государственными интересами и программами, такими, как стандартизация жилья, повышение доступности метра. Государству нужно плечо с бизнес-мышлением, производственными мощностями и земельным банком, который будет застраиваться и осваиваться. "И конкурировать ценой за счет масштабов, без рисков создания пирамид, как это было с "СУ-155", — подчеркивает Котровский.

"К тому же не стоит забывать, что у "Мортона" много площадок в Московской области, поэтому потенциал влияния на рынок у нового гиганта очень высок", — добавляет управляющий партнер "Метриум Групп" Мария Литинецкая.

В то же время один из участников рынка в приватной беседе с РИА Новости поделился: "В портфеле много плохой земли, которую ПИК сейчас начнет "сливать". У "Мортона" в земельном банке есть заведомо неудачные участки, которые доставались кривыми путями, где ценовой класс не соотносился с локацией, и которые вряд ли ПИК оставит. А строить там меньший объем в более высоком ценовом классе нет смысла, себестоимость будет слишком высокая".

Агрессивный конкурент

Объединенная структура может быть эффективной, так как для компаний (ПИК и "Мортон"), работающих в одном ценовом сегменте и с единой (панельной) технологией строительства, есть большие возможности для синергии, уверен президент ФСК "Лидер" Владимир Воронин.

А вот руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Юлия Сапор не столь однозначна в прогнозах, касающихся эффективности будущей объединенной структуры. На сегодняшний день достаточно сложно предсказать, говорит она, так как растет риск внутренней конкуренции среди объектов.

Новая структура, прежде всего, "опасна" ценой — для конкурентов в массовом сегменте, убежден Котровский. По его мнению, в данном случае, резко укрупняясь, ПИК не только "нападает", но и "защищается" сам. За счет масштабов, земельного банка, новых мощностей, компания сможет снизить себестоимость, поясняет эксперт. В то же время он отмечает, что игроки рынка уже пересмотрели свои бизнес-модели до "сделки года. Так, по наблюдениям Котровского, два-три года назад появились молодые игроки, которые быстро росли на административном ресурсе и смогли выдать рынку цены на грани себестоимости.

Учитывая общий объем предложения по ряду локаций, объединенная компания будет "задавать тон" ценообразованию и спросу. Существует риск частичной монополизации рынка по ряду локаций, где расположены масштабный проекты ПИКа и "Мортона", опасается Сапор.

Однозначно, крупнейший игрок будет влиять на рынок всего московского региона и во многом определять уровень цен в проектах массового сегмента, считает Литинецкая. Поэтому девелоперам, безусловно, придется следить за действиями ПИК и их новыми проектами. "Не исключаю, что новые очереди в проектах от "Мортона" могут быть вовсе концептуально пересмотрены, что изменит запланированные ранее стартовые цены в них", — допускает Литинецкая.

Воронин же относится к ужесточению конкуренции спокойно. "Сейчас это обязательное условие, в котором работают все игроки в любом сегменте недвижимости", — говорит он.