Новости компаний


Публикации МАР


События и мероприятия


Новости МАР


Темы дня

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ

Правительство представило статистику антикризисных мер за первый месяц с 17 марта

https://www.kommersant.ru/doc/4327771?from=main_11

Вчера Белый дом впервые представил статистику исполнения плана борьбы с последствиями коронавирусной эпидемии с 17 марта по 18 апреля — это первый месяц работы в «противоэпидемическом» режиме.

Два пакета помощи экономике, в сумме порядка 2,1–2,2% ВВП (2,1 трлн руб.— без учета мер поддержки строительной отрасли), сейчас реализованы примерно на 40%, то есть в экономику поступило за месяц или поступит в ближайшее время около 0,8 трлн руб.

Правительство рассматривает несколько выделенных групп поддержки, частично пересекающихся: это «наиболее пострадавшие отрасли» (их 70, используется классификатор ОКВЭД, список предполагается расширить), малое и среднее предпринимательство (МСП), фармацевтика, культура, регионы, население, включая новых безработных.

Наиболее пострадавшие отрасли, по этим оценкам, дают работу 5,3 млн человек, из них к МСП относятся работодатели 3,3 млн.

Всего в этой категории 526 тыс. предприятий и организаций, в том числе 176 тыс. индивидуальных предпринимателей с наемными работниками. Для этой группы меры поддержки есть уже в первом пакете: это беспроцентные кредиты на зарплаты (лимит — 130 млн руб.), «программа 3 и 1/3», в рамках которой по новым кредитам две трети ставки покрывают заемщики (лимит — 200 млрд руб. госгарантий, 10 млрд руб. льгот по процентным платежам), гранты на выплату зарплат. Для пострадавших отраслей действует шестимесячная отсрочка по налогам (до 64 млрд руб.) и страховым взносам (до 92 млрд руб.).

Объем возмещений государства за вывоз туристов (160 тыс. человек в 43 странах) по невозвратным тарифам Белый дом оценивает в 3,5 млрд руб. Авиакомпаниям пока зарезервировано, но не утверждено льгот на 3 млрд руб. через ГТЛК по лизинговым платежам, обсуждается выделение 9,3 млрд руб. по неполученным доходам в феврале—марте (далее обсуждаются ежемесячные выплаты в неизвестном объеме), 2,1 млрд руб. предполагается по тем же статьям распределить в невозвратном виде аэропортам. В сфере туризма и гостиничном бизнесе (1,6 млн занятых) предполагается (пока не утверждено) возмещение процентов по кредитам — на эти цели выделяется предельно 6,7 млрд руб.

Отраслевых мер за пределами списков прямо пострадавших в первых двух пакетах немного.

Для системообразующих предприятий главный инструмент — льготные годовые кредиты, наполовину гарантированные государством, и общесистемные меры поддержки в банках и финансовой сфере. По оценке Белого дома, дополнительная ликвидность, привлекаемая решениями ЦБ и правительства в сектор, составит до 144 млрд руб., предельный объем займов вырастет на 10%. В числе общесистемных мер также выделение регионам до 200 млрд руб. и реструктуризация бюджетных кредитов на 69,5 млрд руб. Сюда же правительство относит и мораторий на банкротства.

Снижение административной нагрузки — мгновенно реализованная мера Белого дома. Формально она бесплатна, однако даже отдельные оценки Минэкономики дерегулирования демонстрируют, сколько на деле регулирование стоит бизнесу. Так, отменяется 100 тыс. плановых и 400 тыс. внеплановых проверок — за три недели их число сокращено с 27,7 тыс. до 6 тыс. (на 10 апреля). Перенос сроков лицензирования, аттестаций и т. п. касается в итоге сотен тысяч специалистов и десятков тысяч компаний. Отмена пошлин на лекарства и медтехнику снижает их цену на 5%, на импортное продовольствие — на 10%.

Статистика мер по поддержке доходов населения оценивается так: на дополнительные пособия из маткапитала (более 5,3 млн получателей) выделено 49,7 млрд руб. 1 млн человек получит выплаты общим объемом 71 млрд руб. как ветераны и труженики тыла к 75-летию Победы. На увеличение пособий по безработице зарезервировано 36 млрд руб.

Самой «массовой» в этой сфере ожидается программа «кредитных каникул». По статистике правительства, подано 585 тыс. заявлений о реструктуризации кредитов, 200 тыс. удовлетворено (160 тыс.— по программам банков, 40 тыс.— по новому законодательству). По данным правительства, банки лояльнее к реструктуризации ипотеки и критичнее — к потребкредитам, долгам по кредитным картам и автокредитам (удовлетворяется 7,4% заявлений на их реструктуризацию).



ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПРОСЫ

Опрос ЦСР: удовлетворенность бизнеса мерами господдержки — на уровне ниже среднего

https://www.kommersant.ru/doc/4327831?from=main_9

Опубликованные вчера результаты четвертой волны опроса Центра стратегических разработок (10–17 апреля, 1,3 тыс. компаний) зафиксировали снижение индекса делового климата по сравнению с предыдущей неделей карантина — с 1,2 до 4,2 пункта. При этом среди составляющих индекса более всего просели показатели операционной прибыли (с плюс 0,4 до минус 6,7 пункта), спроса (с минус 0,9 до минус 4,2) и численности сотрудников (с минус 1,8 до минус 2,5).

В обычном режиме продолжают работать 30% респондентов (больше всего в секторе недвижимости и строительства — 39%), 18% компаний не работают совсем (прежде всего в торговле и сфере услуг — 37%).

Остальные компании работают с ограничениями. О высокой вероятности банкротства заявил 31% опрошенных (41% — в торговле и сфере услуг, 33% — в здравоохранении и фармацевтике).

В самой, вероятно, волнующей сейчас власти части — планов бизнеса по возможному увольнению работников — опрос ЦСР фиксирует следующее: все меньше компаний готовы отправлять сотрудников на удаленную работу или в отпуск с сохранением зарплаты, все больше — допускают переход к увольнениям (35%), переводу на систему контрактов (32%) и к сокращению зарплат (37%). Основатель Superjob Алексей Захаров на презентации доклада ЦСР отметил ежедневное ухудшение ситуации на рынке труда. По его словам, если карантин продлится до конца мая, число безработных может вырасти до 20–25 млн.

Согласно опросу, удовлетворенность бизнеса мерами господдержки — на уровне ниже среднего.

Высокий показатель одобрения зафиксирован в госкомпаниях, низкий — в сфере здравоохранения и фармацевтики, в торговле и сфере услуг. Большинство компаний ожидает положительного эффекта от применения механизма компенсации расходов на зарплаты.

Доступность мер поддержки респондентами ЦСР оценена как «выше средней». Наиболее востребованными названы налоговые меры, при этом снижение тарифов соцвзносов для малого бизнеса оказалось менее популярным, чем отсрочки по их выплате,— что объясняется теневой занятостью.

При этом бизнес все чаще говорит о необходимости отмены ограничительных мер. По оценкам ЦСР, 69% компаний смогут восстановиться в течение двух месяцев — если ограничения будут сняты до 1 мая. Если это произойдет в середине июня, то каждая пятая компания будет восстанавливаться больше года.


КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Минюст предложил правительству перенести сроки подготовки проектов новых редакций КоАП и Процессуального КоАП

https://iz.ru/1002676/anna-ivushkina/kodeks-pretknoveniia-miniust-prosit-otlozhit-priniatie-novogo-koap

О переносе сроков рассмотрения проекта нового КоАП говорится в письме заместителя министра юстиции России Дениса Новака в аппарат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, где также планировалось обсуждение кодекса.

Теперь документ может быть внесен в Госдуму не в апреле, а в июне.

Первый зампред комитета по государственному строительству и законодательству ГД Михаил Емельянов считает, что июнь — слишком оптимистичный срок. По его словам, при подготовке проекта возникло слишком много спорных моментов, и гораздо реалистичнее прогнозировать завершение работы над документом и его внесение в Госдуму в конце года.

На подготовку кодекса надо выделить еще больше времени, считает доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Моисеев. И заложить более дальний срок до вступления документа в силу взамен планируемого 1 января 2021 года. Нужно время, чтобы надзорные органы и суды могли уточнить многие нюансы вводимых правил, пояснил эксперт. Вероятно, для ревизоров даже придется провести обучение по порядку применения той или иной статьи. Если поспешить, органы власти на местах просто могут оказаться не готовы к новому акту, уверен Андрей Моисеев.

Сегодня стало известно, что участники совещания в Минюсте пришли к решению установить в новой редакции размер штрафов на уровне действующего кодекса, а не повышать их, как предполагалось ранее.



МНЕНИЯ

Чем грозит усиление государства в мире после пандемии (экономисты Владимир Назаров и Самвел Лазарян)

https://www.rbc.ru/opinions/politics/20/04/2020/5e9d58579a794737af3cc2b5?from=center

Пандемия коронавируса одновременно создала угрозу для жизни людей и поставила мировую экономику на грань нового глобального кризиса. Сложившаяся ситуация напоминает, скорее, военное время. Совсем точной эта аналогия станет, если США обвинят Китай в распространении эпидемии и захотят взять с него контрибуцию, а продолжение антикризисных мер после победы над вирусом будет напоминать план Маршалла.

Для преодоления экономического кризиса государства начнут больше тратить: избиратели требуют прямых выплат, для спасения стратегически важных отраслей может потребоваться национализация крупных компаний (в Италии уже начался процесс национализации Alitalia), что вряд ли повысит их эффективность, но поможет остаться на плаву за счет средств налогоплательщиков. Необходимость обеспечивать безопасность позволит расширить контроль за населением. Одним из наиболее удачных примеров борьбы с распространением коронавируса стала Южная Корея, которая раскрывала с точностью до минуты данные о перемещениях заразившихся COVID-19, собранные с помощью GPS мобильных телефонов, уличных видеокамер и банковских карт.

В результате в ближайшее время мы увидим, как большой брат с большим правительством пойдут рука об руку, да еще и выставят гражданам счет в виде повышения налогов и сокращения персональных свобод. Этот процесс затронет и авторитарные, и демократические режимы. Южнокорейский опыт может быть востребован по всему миру.

Большое государство рискует стать чрезмерно большим. В крупнейших экономиках приняты беспрецедентные меры поддержки. Все ждут и требуют от государства, чтобы оно спасало кредиторов и должников, арендаторов и арендодателей, потребителей и производителей, предпринимателей и наемных работников. Ради борьбы с коронавирусом государство берет на себя все рыночные риски.

В идеале нужно будет пройти между Сциллой общественного запроса на государственную поддержку экономики в кризис, необходимость которой во многом обусловлена неповоротливостью самих государств при выявлении глобальных угроз, и Харибдой тотального огосударствления экономики. Если антикризисные меры продлятся слишком долго, то экономические агенты перестанут разумно оценивать риски, вся система цен, прежде всего на факторы производства, станет искаженной.

Уже до кризиса оценка рисков не была адекватной: на рынках царила уверенность, что если что-то пойдет не так, Федеральный резерв спасет всех. Слишком долгое сохранение принятых сейчас беспрецедентных мер сделает эту неадекватность глобальной. Результатом станет повсеместное формирование финансовых пузырей и повторение кризиса 2008–2009 годов, только в многократно увеличенном масштабе.

С новым испытанием на прочность столкнутся уже и без того пошатнувшиеся в последние годы идеалы интеграции и глобализации. Многие разорванные цепочки создания стоимости не восстановятся — государства будут стимулировать повышение доли локальных производств полного цикла и еще больше искажать систему цен.